вторник, 11 декабря 2012 г.

О герое

Взято здесь: О герое



Размышлял на животрепещущую тему – почему мне так сложно себя заставить читать русскоязычных серийных авторов? Вроде и идеи есть толковые, сюжет динамичный – бегают, стреляют, кричат, плюс мир яркий и детальный, но что-то отвращает. Ведь не русский же язык? Нет! Внезапно меня осенило – главные герои какие-то аморфные, вроде общепитовских тефтелек – без вкуса, цвета и запаха. Негодяи еще туда-сюда, персонажи второго плана очень даже, а с положительными героями просто беда. Даже на пресловутых мери-cью не тянут…
Вроде все авторы не дураки, понимают, что герой должен быть благородный, честный, отважный, оч.умный, сильный, шутить смешные шутки, лицо иметь «такое… бабам нравится» © и вообще быть мускулистым брюнетом, но…. С одной стороны его десять лет учили в школе, что герой — «типичный представитель», а с другой – пугали на форумах и конвентах – никаких супер-героев из комиксов, они все — инфантильные мери-сью! В итоге автор оставляет из геройского образа только брюнета, которого старательно перекрашивает в неопределенно пегий цвет, и получается то самое аморфное нечто.
«Типичность героя» — не более чем обозначение важной – на момент создания книги — социальной тенденции, в остальном каждый герой УНИКАЛЕН! Поэтому, дражайшие авторы массовых жанров – не ограничивайте себя, мечтайте по максиму. Пусть вашему герою не будет равных, пусть он будет гипер-мега-гига-супер, самым-самым-самым в мире и окрестной вселенной хотя бы в чем-то. Только не забывайтесь — его супер — качества должны быть востребованы по сюжету – если он единственный в мире человек, который в огне не горит, ему куда логичнее спасать мир от апокалипсического пожара, чем от потопа.
Перейдем ко второй ловушке – нагруженный супер-качествами герой грозит превратится в одномерный силуэт, как придать ему объем, обаяние и естественность? Для этого существует множество приемов, давайте вспомним некоторые из них – самые простые, но доступные и безотказные.
1.Самый очевидный путь – наделить героя узнаваемыми и человечными внешними атрибутами: гвоздика в петличке, монокль, алое пальто, поношенная кожанка, нефритовые четки, курительная трубка, клетчатое кепи, трость, татуировка, неизменная зубочистка во рту и так далее – на собственный скромный вкус автора. Описать оный знаковый предмет в тексте следует неоднократно, с большим тщанием и в разных обстоятельствах, особо уточнив, что без предмета наш герой испытывает некоторый дискомфорт, а то и психологические трудности…
Второй прием, по сути – развитие первого.
2.1. Супер-героя очеловечит некий физический изъян. Подарите ему щербинку в зубе, шрам, хромоту, горб, отсутствующий палец или ногу, слепоту, немоту, легкую форму аутизма или нечто подобное. Чего-то одного вполне достаточно, главное не впадать в крайности, граничащие с политкорректностью – а то пришлось мне читать иностранный детектив, где героем выступала глухонемая дама, прикованная к инвалидному креслу.
2.2. Герой может иметь вредную привычку: милую, вроде вязания на спицах, патологической тяги к сыру рокфор, игры на скрипке, или пристрастие предосудительное и вредное, от которой стремится избавиться – например, курение, даже пьянство – помните старину дока Хауса? Допустимы и умеренные фобии – герой «Багровых рек» Гранже боялся собак, Штирлиц – избегал серьезных отношений с женщинами. Увлекаться тоже не стоит – если сделать героя придурком, еще не значит что получится Форест Гамп!
2.3. К этому же пункту следует отнести симпатичное хобби. Например, аквариумные рыбки, выращивание орхидей, королей и капусты, вышивка крестиком, дегустация мартини, коллекционирование антиквариата, холодного оружия, женщин, скальпов, трупов… Привычке или хобби следует уделить должное внимания в тексте – диссонирует ли хобби с типом персонажа? Поддерживает его в беде или наоборот ввергнет в неприятности? А может, прославит в самый нежелательный момент?
3. Еще один вариант: путь Железного Дровосека – который здоров рубать дерево, но ржавеет от воды. Попробуйте уравновесить супер-качество героя некой значительной ущербностью в другой важной (sic!) области. Например, Ихтиандру или Капитану Немо нет равных под водой, но они бессильны на суше, Фандорину фантастически везет в азартных играх, но в личной жизни сплошные катастрофы. Ущербная сфера может быть главной тайной героя и даже грозить ему гибелью. Во какой простор для творчества!
4. Принцип маски. «Здорово, когда у человека есть тайная жизнь!» — восклицает героиня фильма-комикса о героях в масках «Хранители». Действительно здорово, хотя придумано до нас и успело стать классикой Итак, герой может воспользоваться чужой маской – например, по ночам под видом человека-свистка бороться с преступностью на городских окраинах или иным способом принуждать обывателей к добру, а днем скрываться под личиной скромного, неприметного, среднестатистического президента США или студента – заочника Шурика. Порой главная загадка подобных произведений – подлинная личность героя. Впрочем, дотошно воспроизводить любимый прием создателей комиксов нет нужды, если помнить, что супергерой – это всего лишь сюжетная функция, выполнять которую может кто-угодно, любая маска. Выбор маски зависит от того, в чем именно он «супер». Например, функцию самого проницательного супер-сыщика с одинаковым успехом может выполнять как обаятельный мошенник вроде Люпена, так и немощная старушенция, вроде мисс Марпл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий